— В синхронном плавании отстранение российских спортсменов заметно как ни в каком другом виде спорта, поскольку это территория наших тотальных побед. Какова реакция иностранных спортсменов и тренеров?
— Не могу сказать, контактов с бывшими соперницами не осталось. Очень скучаю по нашей команде на международной арене, сейчас она демонстрирует высокий класс только внутри страны. При этом на ситуации сказываются значительные изменения в правилах, принятые с этого года. Посмотрите результаты весенних этапов Кубка мира, география призеров претерпела интересные изменения.
— В чем суть новых правил?
— Судейство в синхронном плавании решили свести к чему-то среднему между художественной гимнастикой и фигурным катанием. Теперь тренер заранее заявляет арбитрам сложность программы, появились обязательные элементы, у каждого своя оцифрованная «стоимость». Боролись с субъективизмом в оценках, а пришли к тому, что всех уравняли. Более-менее сильные страны показывают теперь одни и те же элементы. Снизилась эстетика, ушел артистизм, самое важное в синхронном плавании сейчас сложность, кто в ней преуспел, тот и лидер. Количество поддержек и связок стало одинаковым, а время программы сокращено, красота пропала. Смотреть такое лично мне абсолютно неинтересно. Была гармония — стала алгебра, точнее, даже математика.
— Наши тоже перестраиваются?
— Последний чемпионат России прошел по новым правилам, вопрос в том, как долго они останутся неизменными. Из вида спорта ушла изюминка. Света Колесниченко сказала в недавнем интервью: «Сидим теперь с калькуляторами и считаем, что больше весит у судей». Татьяна Покровская подтвердила: хочется, говорит, сделать новый красивый элемент, но если он не очень сложный, отказываемся, ведь это не добавит баллов.
— Синхронное плавание — 10 часов ежедневных тренировок. Во имя чего спортсменкам так себя истязать, видя наши международные перспективы?
— Лучше спросить у действующих спортсменок, но та же Света Колесниченко, когда я у нее поинтересовалась, сказала: «Это моя работа. Прихожу, выполняю, профессионально оправдываю зарплату. И верю, что все когда-нибудь изменится».
— А драйв, кураж?
— Индивидуальный вопрос. Титулованная Света смогла себя перестроить, а кто-то без высокой цели не вытянет. Такова реальность.
— Что нам принять за модель поведения в отношении участия россиян в международных стартах: единую позицию от страны или личный выбор каждого спортсмена?
— Тоже задавала себе это вопрос, и не раз. Найти устраивающее всех решение нелегко. Затронуты интересы болельщиков, спортсменов, тренеров, чиновников, обычных людей…
Никогда не выступала в нейтральном статусе, мне трудно прочувствовать такое на собственном опыте. С одной стороны, у нас не так много индивидуальных видов спорта, представленных в олимпийской программе. С другой стороны, хочется, чтобы спортсмены выступали за страну, которая причастна к их становлению и росту. Решение, несомненно, будет принято. Хочется, чтобы оно было взвешенным и разумным.
— Переход в Азию для российского спорта — выход?
— Для тех видов, в которых в Азии высока конкуренция, — возможно. В противном случае переход ничего не даст. У нас и внутри страны есть чем заняться, в детском и массовом спорте в том числе. Хорошо бы привлечь к ним еще больше внимания, потому что массовость всегда перерастает в качество. Нельзя забывать о мотивации тренеров, у них не должен пропадать интерес к работе. А 70% результата спортсмена — это талантливый тренер.
— Вас и Майкла Фелпса включили в Зал славы водных видов спорта в американском Форт-Лодердейле. В сентябре церемония. Поедете?
— Спасибо за оказанную честь, приятно и почетно, но поехать не смогу.
— Как вы пережили в свое время расставание с 10-часовыми тренировками?
— Отлично!
— Внешне вы в прекрасных кондициях. Отказываете себе во вкусных калориях, которые раньше оставляли в бассейне?
— В моей жизни стало меньше нагрузок, но не работы. В иные дни посещаю до десяти мероприятий, при этом активно в них участвую. Как говорит губернатор, нужно работать не на время, а головой, тогда все обязанности удастся уместить в рабочий график.
Что касается калорий, естественно, приходится от чего-то отказываться. Если раньше организм, наоборот, требовал, то теперь перестроился. И хотя люблю поесть, обхожусь без депрессий. Считаю, если понемножку баловать себя вкусным, организм не уходит в стресс и не накапливает аппетит на потом.
Источник - https://matchtv.ru
Фото - РИА Новости Нина Зотина