В канун нового учебного года портал Team Russia поговорил со старшим тренером сборной России по синхронному плаванию - Татьяна Данченко
В канун нового учебного года портал Team Russia поговорил со старшим тренером сборной России по синхронному плаванию - Татьяна Данченко, подготовившая плеяду чемпионок, совмещает работу в национальной команде и спортивной школе "Юность Москвы". Она растит спортсменок более четверти века, и сожалеет, что в названии должности "тренер-преподаватель" убрали вторую составляющую.
Телефонный звонок застал Татьяну Данченко в Словакии, где две ее воспитанницы принимают участие в мировом первенстве для синхронисток в возрасте 13-15 лет. Возможно, со временем и их имена приобретут широкую известность, как знамениты на всю страну более старшие ученицы заслуженного тренера России. Это пятикратные олимпийские чемпионки Анастасия Давыдова, Наталья Ищенко и Светлана Ромашина, ныне готовящаяся выступить в Токио-2020, четырехкратная победительница Олимпийских игр Анастасия Ермакова и трехкратная — Мария Киселева, которая, к слову, привезла на соревнования в словацком городе Шаморин свою дочь, Дарью Кирсанову.
КИСЕЛЕВА БЫЛА В САМОЙ ПЕРВОЙ ГРУППЕ, НО ЕЕ ПРИШЛОСЬ ОТПУСТИТЬ
— Маша Киселева тренировалась у меня с 1993 года, когда я только пришла на работу в «Юность Москвы», — рассказала Татьяна Данченко. – В моей первой группе были также Елена Антонова, будущая олимпийская чемпионка 2000 года в групповых упражнениях, и Ольга Медведева, чемпионка мира 1998 года. Немногим позже появилась Юлия Васильева, выигравшая в команде с Киселевой и Антоновой золото в Сиднее-2000. В 1994-м Киселева и Антонова победили на первом чемпионате России среди дуэтов. С этого и началась моя тренерская карьера.
А в 1999 году Киселеву мы передали Елене Николаевне Полянской. Дело в том, что встал вопрос, оставлять ли Марию в дуэте с Ольгой Брусникиной, которая занималась у Полянской, или заменить ее на Ольгу Седакову. Руководствовались интересами спортсменки, хотя впоследствии Киселева числилась в другом клубе. Эту историю и Маша прекрасно помнит.
Что касается Ромашиной, то она у меня с самого детства. Ермакова тоже. Давыдова пришла из другого клуба в 15 лет, а Ищенко в 14-летнем возрасте приехала из Калининграда.
— Обращает на себя внимание, что ваши воспитанницы реализовались не только в спорте. Сейчас они занимают высокие посты: Давыдова – генеральный секретарь Олимпийского комитета России. Ищенко – министр спорта в правительстве Калининградской области, Киселева – в прошлом известная телеведущая, а ныне член Общественной палаты Москвы и кандидат в депутаты на предстоящих в сентябре выборах в Мосгордуму.
— А Ермакова живет в Италии и ездит по всему миру как тренер-консультант. Думаю, что и Ромашина, даст Бог, найдет себя после спорта. Люди, достигшие больших результатов в синхронном плавании, априори не могут быть неумными. Для этого требуются хорошие мозги, быстрое мышление, умение анализировать ситуацию.
СРЕДИ ЧЕМПИОНОК ЕСТЬ В ПРОШЛОМ ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ
— Вы следили за тем, как ваши воспитанницы учились в школе?
— Нет. Это ответственность родителей. Мое дело было выполнять хорошо свою работу. Конечно, в подростковый период у девочек случались разные жизненные ситуации, когда приходилось включать маму и папу, психолога, а то и врача, если того не было рядом. Тренер — в принципе многостаночник. Напрасно, кстати, из названия должности «тренер-преподаватель» убрали вторую часть. Почему-то вдруг решили упростить нашу профессию, так что мы теперь как бы не преподаем. Хотя считаю, что хороший тренер на вес золота. Неравнодушных, которые горят на своей работе и обеспечивают результат, на самом деле, мало.
— Среди ваших учениц были трудные подростки и девочки из неблагополучных семей?
— В 90-е годы, когда вся страна нищенствовала, таких было много. Да и сейчас есть девочки из многодетных семей, и те, кого матери растят в одиночку. Мы всяких принимаем. У нас бесплатная школа, в которую берут не за деньги, а за данные. Если они есть, пожалуйста, тренируйся.
— Кто-то из трудных детей дорос до спортивных вершин?
— Конечно. Но фамилии по этическим соображениям называть не буду.
— Можете сказать, кого из своих учениц считаете самой талантливой?
— Нет. Ответ прозвучал бы некорректно. В каждую спортсменку я вкладывала душу. Они мне все родные. Делить на самых любимых и не очень не хотела бы. А спортсменки и без того всё про себя знают.
НАС ПЫТАЮТСЯ ДОГНАТЬ, А МЫ ЕЩЕ УСКОРЯЕМСЯ
— Помните, когда ваши подопечные не побеждали на крупнейших стартах?
— Конечно. Эти события невольно запали в память. Я долго ездила на детские и юниорские соревнования, пока в 2001 году не оказалась на первом для себя взрослом чемпионате мира. Тогда в Фукуоке дуэт Давыдова / Ермакова уступил японкам. В последующие четыре года они обе и Ищенко проигрывали в соло француженке Виржини Дидье. А в последний раз серебро было у Ищенко на чемпионате Европы 2008 года, когда ее обошла испанка Хемма Менгуаль.
Наталья Ищенко и Светлана Ромашина. Фото Getty Images.
— С тех пор вы так приучили к неизменным победам, что второе место стало бы ЧП. В чем секрет стабильности?
— Если вы выиграли в прошлом году, то, естественно, хочется повторить успех. Замкнутый круг. При этом мы чувствуем за спиной дыхание соперниц. Потому двигаешься еще быстрее. Погоня усиливается, но и ты еще ускоряешься. Нельзя успокаиваться и останавливаться, почивая на лаврах. Видимо, мы неравнодушные люди, настоящие фанаты своего дела. Любим побеждать и делаем это потому, что так должно, не рассчитывая на какие-то особенные блага. Когда начинали выигрывать, не было вообще никаких призовых. За идею работали!
РАЗ КОПИРУЮТ, ЗНАЧИТ, МЫ ЛУЧШИЕ
— Соперники, между тем, наверняка, шпионят, стараются перенять ваши методы, скопировать наработки?
— На свою базу мы никого не пускаем. Но, конечно, когда приезжаем на соревнования, то многие снимают наши тренировки и разминки, пытаются понять, в чем секрет. Потом разбирают наши программы буквально на молекулы. Это не запретишь.
— В трудолюбии китаянки вряд ли уступают. Значит, надо все время придумывать новые элементы?
— Трудолюбие – только один из аспектов работы. Нюансов много. Успех кроется в мелких деталях. Свою роль играет тренерский вкус. Надо подобрать и прочувствовать музыку, найти подходящие движения, расставить акценты. Это не просто быстрее, выше и сильнее. Сверх того присутствует элемент творчества. А еще композицию нужно заточить под синхронность. Одна спортсменка может сделать определенную связку, а другая — нет в силу своих физиологических возможностей, недостаточной гибкости суставов. Нужно все привести к общему знаменателю и отшлифовать до бриллиантового блеска. Получается красивая вершина айсберга, и всем кажется: вышли, легко исполнили и выиграли. Что тут сложного?
— Наверное, вам даже несколько обидно, что победы российских синхронисток воспринимаются как само собой разумеющееся?
— Когда друзья спрашивают: «Вам не скучно так выигрывать?», — не ленюсь объяснять, что ради того, чтобы «неинтересно» побеждать с большим отрывом, приходится работать не покладая рук весь сезон. А отрыв необходим. Как только мы подпустим соперников слишком близко, возникнет интрига, и нас отправят на второе или третье место.
— Другими словами, судьи в этом случае могут принять решение в пользу разнообразия и ротации на верхней ступеньке пьедестала почета?
— Если две команды выступают одинаково классно, то вступает в дело человеческий фактор: что больше впечатлило. Степень сложности программ нельзя подсчитать на калькуляторе, но можно сопоставить количество связок, в том числе с двумя ногами наверху, винтов, проплывов, много чего еще. При примерно одинаковой сложности в ход пойдет субъективное «нравится — не нравится».
— Основное направление в развитии синхронного плавания — это создание произвольных программ с образом? Будь то «Пауки» у дуэта двух Светлан – Ромашиной и Колесниченко или «Кармен» в соло Ромашиной?
— Если всем понятно, что именно показывают спортсменки, и программа смотрится на одном дыхании, то это высший пилотаж. Мы всегда стремимся, чтобы был читаемый образ. Но и спортивное мастерство никто не отменял. Обязательно должны быть техника, элементы, высота, скорость передвижения по воде, синхронность.
Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова.
— Другие сборные тоже ищут образы?
— Стараются. Очень многие – и в дуэте, и в миксте – использовали нашу тему «Русалок». Роботов и инопланетян тоже повторяли. С одной стороны немного «выбешивает», когда нас копирует Китай, который с нами же борется, с другой, когда за нами тянутся не самые сильные команды, то это нормально. Имеют право. Раз копируют, значит, мы лучшие.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ БАССЕЙНА ПАРУСНЫЕ РЕГАТЫ И ПЕРВЫЙ РАЗРЯД ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЕ
— Вы привлекаете к созданию композиций хореографов, как это происходит в фигурном катании?
— Нет. Мы сами с усами. Другие сборные прибегают к помощи специалистов, чтобы те поставили или хотя бы откорректировали программу. Есть люди и за рубежом, и у нас в стране, которые только этим и занимаются. Но конкретно мы все делаем сами.
— Вы не подсматриваете какие-то элементы, допустим, в балете?
— Ничего не подсматриваю. Но поскольку творчество в голове заложено, мне нравится балет. С удовольствием смотрю соревнования по фигурному катанию, хотя ограничиваюсь выступлениями наших спортсменов и их ближайших конкурентов. Все подряд не очень интересно. Между прочим, когда наши играют в хоккей, тоже с удовольствием смотрю.
— Как насчет футбола?
— Во время прошлогоднего чемпионата мира видела пару матчей с участием российской сборной по телевизору.
— Известно, что вы любите ходить под парусом. Удается выкроить для этого время?
— Весеннюю регату пришлось пропустить, потому что выступали на Кубке Европы, в ходе которого и группа, и дуэт заработали олимпийские лицензии. Зато осенью поеду в Хорватию. Собираюсь с друзьями принять участие в двух любительских регатах на яхтах-круизерах. Будем биться за призы.
А еще в последние два года я в свободное от работы время плотно занимаюсь практической стрельбой (вид спорта, в котором используются разное оружие – пистолет, ружье, карабин – и меняющаяся мишенная обстановка; от спортсмена требуется быстро заряжать оружие, перемещаться и вести огонь из неудобных положений или даже в движении – Прим. Team Russia). Это помогает разгрузить голову, не сходить с ума от постоянного напряжения, связанного с необходимостью постоянно поддерживать планку на высоте, переключаться с бассейна на другую деятельность, причем, с физической активностью.
Разделив отпуск на две части, недавно участвовала в чемпионате России в Екатеринбурге. До призовых мест, конечно, пока далеко, но у меня уже первый разряд. Очень признательна людям, вместе с которыми занимаюсь в тире у одного и того же тренера и с которыми мы сдружились. Опытные стрелки, мастера спорта, они трогательно заботятся о том, чтобы я не потеряла интерес и продолжала двигаться вперед, подсказывают, что следует подтянуть. Благодаря ним я поняла, что, помимо планеты «синхронное плавание», есть и другая, на которой тоже хорошо.
Автор: Александр Просветов
Фото Андрей Голованов/ОКР
https://teamrussia.pro