Комментарий пресс-службы Международного олимпийского комитета (МОК) по поводу отстранения российских атлетов от участия в Олимпийских играх рассматриваем как проявление дискриминации со стороны руководства МОК. Ссылки на то, что ограничительные меры против российских спортсменов стали следствием «начала СВО российской армией во время Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Пекине‑2022, что было нарушением действовавшего в это время олимпийского перемирия и нарушением олимпийской Хартии», недопустимы. Они являются примером двойных стандартов и разрушают правовой недискриминационный режим допуска спортсменов к международным соревнованиям. Подход Комитета не может быть расценен иначе, кроме как сегрегация по национальному признаку, а потому должен быть пересмотрен в соответствии с нормами международно-правовых документов в спортивной сфере и духом международного олимпийского движения.
В очередной раз вынуждены напомнить, что термин «олимпийское перемирие» не упоминается в олимпийской Хартии. Данная категория используется исключительно в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, обращена к субъектам международного права, государствам-членам ООН и не может быть использована как предлог для дискриминации спортсменов из отдельно взятой страны международными спортивными организациями.
Кроме того, сам опыт работы Международного олимпийского комитета доказывает, что начало военных конфликтов и активные боевые действия, предпринятые государствами во время Олимпийских игр, не были причиной отстранения национальных сборных.
На Олимпиаде 1948 г. в Лондоне принимали участие атлеты Национальных олимпийских комитетов Ливана, Иракского королевства и Сирии, несмотря на затяжной арабо-израильский конфликт, который проходил тогда на Ближнем востоке (Арабо-израильская война 1947-1949 гг.).
На Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне соревновались команды из Франции и Великобритании, хотя контингенты этих государств вторглись в Египет в период между олимпийскими соревнованиями по конному спорту (10-17 июня 1956 г.) и основной частью Олимпиады в Австралии, вели активные боевые действия (Суэцкий кризис).
США участвовали в Олимпийских играх в Токио (1964 г.), Мехико (1968 г.) и Мюнхене (1972 г.), при этом ведя войну во Вьетнаме. Американцы не прекращали бомбардировки Северного Вьетнама, проводившиеся с марта 1965 г. (операция «Rolling Thunder») даже во время Олимпийских игр в Мехико. Приказ об их завершении был дан только после окончания соревнований. Никаких санкций со стороны МОК не последовало.
В период проведения военной операции СССР в Афганистане тогдашний Президент МОК лорд Майкл Килланин указывал на необходимость придерживаться главных принципов олимпизма, подчеркивая недопустимость смешения спорта и политики.
В 2003 г. началась военная операция США в Ираке, которая по времени совпала с проведением нескольких Олимпиад: 2004 г. – в Афинах, 2006 г. – в Турине, 2008 г. – в Пекине, 2010 г. – в Ванкувере, 2012 г. – в Лондоне. Американские власти игнорировали принцип соблюдения олимпийского перемирия во время проведения спортивных состязаний. Каких-либо заявлений МОК, осуждающих за это США, не было.
В связи с Августовской войной Грузии против Южной Осетии в 2008 г. директор МОК по связям с общественностью Ж.Дэвис заявляла, что МОК не намерен выступать с обращением к Грузии, чьи вооруженные силы начали в дни Олимпиады в Пекине в 2008 г. конфликт в Южной Осетии. При этом было сказано следующее: «Совсем не дело МОК посылать обращения по поводу международных политических конфликтов. Мы обсудили ситуацию с российской и грузинской делегациями, обе продолжат выступления в Пекине. Это самое главное, это шаг, который полностью соответствует олимпийским принципам. Проблемы международной политики не должны препятствовать спортсменам реализовывать плоды своего многолетнего труда». Кроме того, Ж.Дэвис подчеркнула, что урегулирование конфликта – задача ООН. Олимпийская сборная Грузии не была дисквалифицирована и отстранена.
При этом неоднократно МОК отстранял национальные сборные от участия в Олимпиадах по причине внутриполитической ситуации в стране.
В 1962 г. Международный Олимпийский комитет отстранил Южную Африку от участия в летней Олимпиаде 1964 г. в Токио после принятия Генассамблеей ООН резолюции по апартеиду. В 1972 г. вход на Олимпиаду был блокирован Зимбабве (тогда Родезия), когда в стране началась гражданская война между правительственными войсками и борцами за независимость. Не была допущена сборная Родезии и к Паралимпийским Играм 1976 г. в Торонто. В 2000 г. к летним Олимпийским играм в Сиднее не допустили команду Афганистана. Однако украинцы, в чьей стране с 2014 г. шла активная гражданская война, не были отстранены от участия в Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи в 2014 г., в Рио-де-Жанейро в 2016 г., в Пхенчхане в 2018 г., в Токио в 2020 г. и в Пекине в 2022 г.
Недавние заявления пресс-службы МОК демонстрируют не только двойные стандарты нынешней администрации мирового олимпийского движения, но и реализуемую МОК дискриминацию по национальному признаку. Требуем, чтобы международные спортивные организации отказались от подобного подхода к вопросу участия национальных сборных в Олимпиадах и придерживаться буквы и нормы положений Олимпийской хартии, помня о принципе «спорт вне политики».
Источник - МИД РФ - https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1913325/